Зачем городу молодежный парламент?

zachem-vnutrЗачем городу молодежный парламент? Иногда кажется, что тренинг по молодежным парламентам – это когда опытные тренеры выдают инструкцию для неопытных парламентариев, и они, добуквенно ей следуя, начнут организовывать по всей стране одинаковые парламенты. Хочется узнать «Как?» и больше не задавать вопросов. На самом деле, один из важнейших вопросов наших тренингов – это«Зачем?».

Молодежный парламент – это молодежный коллегиальный орган, зарегистрированный при исполнительной власти, работа которого направлена на организацию процессов принятия решений по вопросам образования, культуры и молодежной политики. Давайте посмотрим, с какими ситуациями могут столкнуться парламентарии и какие выводы можно из них сделать.

«Тимур и его команда»

Дима, Петя, Маша и Соня – парламентарии в своей школе. Заведующий по хозяйственной работе школы обращается в парламент с просьбой покрасить забор. Дима – выбранный лидер парламента, поэтому он берет кисти и краску и отправляется красить. Все остальные участники парламента сочувствуют ему и говорят, что они бы помогли, но сегодня очень много дел.

Да, парламент – это лидер и команда, разрабатывающие решения проблемы. Нет, парламент – это не бригада разнорабочих, которые доделывают то, что не успевают сделать коммунальные службы. Задачу покраски забора должен решать завхоз, а не параламент. Задание для парламента – это узнать, с какими проблемами сталкиваются ученики этой школы, что мешает им, а потом творчески предложить идеи, используя командную работу для принятия взвешенных решений. Следующая задача парламента – это продвижение этой идеи, общение с теми, у кого есть ресурс для решения проблемы: правительство, местные органы управления, бизнес.

Парламент нужен, чтобы решать проблемы молодежи путем взаимодействия с местной властью.

«Проблемы белых людей»

Маша, Петя, Соня и Дима снова собрались на заседание парламента. Сегодня им нужно решить проблемы учеников. Но что это за проблемы? Петя говорит, что в его классе есть мальчик-вегетарианец, который не может питаться в школьной столовой. Маша вспоминает, что надо организовать семиклассников, чтобы отнести подарки в детский хоспис. Соня ждет, пока педагог-организатор парламента найдет проблему для решения. Дима гуглит «проблемы молодежи», находит статью про «Синего кита» и предлагает решить проблему подростковых суицидов. За что же должен взяться парламент?

Молодежный парламент не должен решать выдуманные проблемы, проблемы, которые он не может решить, и то, что не актуально прямо сейчас. Правильный шаг в таком случае – это мониторинг. Мониторинг – это аналитическое исследование проблем молодежи с помощью анкетирования, социологических опросов и интервью, анализа уже доступной статистики. Мониторинг можно провести на основе уже выдвинутых проблем (например, Петя мог бы предложить опрос про питание в школьной столовой) или, наоборот, на основе полученных данных. Простые опросы школьников помогут узнать, что беспокоит большинство из них.

Парламент нужен, чтобы решать реальные актуальные измеримые проблемы.

«У нас есть предложение, от которого невозможно отказаться»

Молодежный парламент школы понял, что существуют проблема того, что школьное питание не соответствует диетам многих учеников (оказалось, что среди них есть не только вегетарианцы, но и диабетики, мусульмане, аллергики, и другие группы, которые нуждаются в специальной диете). Петя сказал, что эта проблема очень актуальна, Маша согласилась с предыдущим оратором, Соня предложила, чтоб Дима донес эту идею до администрации. В итоге парламент сообщает завучам: «Нужно поменять школьное питание». Завуч кивает, питание не меняется. Что же пошло не так?

Парламент не просто делает предложения, чтобы ответственные взрослые занялись этим и все решили. Парламент придумывает идеи и разрабатывает их проект, который может быть представлен не только для школьной, но и для местной администрации. Проект идеи должен быть оригинальным и достаточно развернутым: включать результаты мониторинга, описание проблемы, предлагаемые способы ее решения, необходимые для этого действия и последствия для учеников и других групп. Да, это может быть сложно, но парламент – это коллегиальный орган, и этим занимается не один человек.

Парламент нужен, чтобы предлагать проекты идей.

«I need a hero!»

Школьный парламент в лице Маши, Димы, Пети и Сони узнал, что школьники плохо знают английский язык, хотят его улучшить и им не хватает занятий в школе. Парламентарии выработали креативное решение: организовать в школе просмотр и обсуждение интересных фильмов по-английски. Они разработали проект, где указали, почему это важно, что нужно сделать и к чему это приведет, школьная администрация одобрила это, а представители местного бизнеса стали спонсорами и предоставили проектор и коллекцию фильмов. Но новенький проектор стоит в пустом кабинете, потому что парламентарии ждут, пока учителя организуют классы, заставят всех ходить и выделят специального преподавателя английского и культуролога, который будет вести обсуждение. Кажется, инициатива не сработала. Почему?

Один из важнейших принципов молодежного участия – это принятие решений самой молодежью. Не надо ждать, пока взрослые все организуют и сами все сделают. Взрослые должны способствовать работе парламента – то есть не мешать и предоставлять условия, в которых парламент сможет собираться, вести сессии и взаимодействовать с администрацией и местной властью. У учителей достаточно работы, чтобы не брать на себя выполнение инициатив парламента. Часто сами работники образования не могут поверить, что дети и подростки могут что-то сделать сами и контролируют каждое движение парламентариев, выполняя за них всю работу. Но молодежь в состоянии справиться с принятием решений и проконтролировать то, как они выполнены – нужно только поверить в это и не бояться.

Парламент нужен, чтобы предоставить право голоса молодежи.

Ну и самое главное, зачем нужен парламент, в котором дети и подростки с помощью мониторингов находят реальные проблемы, вырабатывают их решения и предлагают проекты для местной власти, чтобы потом проконтролировать их выполнение и все же воплотить инициативы в жизнь? Парламент нужен, чтобы защищать права детей и давать им больше возможностей для счастливой и благополучной жизни и развития.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Похожие статьи:

Опубликовано в рубрике жизнеОПИсание. Тэги: , , , .