Подростковый парламент и цели устойчивого развития

В 2015 году государства-члены Организаций Объединенных Наций (ООН) приняли «Повестку-2030». Повестка дня — это план действий для людей планеты и ее процветания. В ней ООН выделили 17 Целей для устойчивого развития, реализация которых приведет к ликвидации нищеты, неравенства и бедствий. «Устойчивость» – это действие одновременно в сфере экономики, экологии и культуры. Когда инициативы воздействуют на эти взаимосвязанные сферы, их эффект длится дольше и охватывает больше людей.

Беларусь тоже следует Повестке–2030 и уже предприняла ряд важных шагов для ее реализации на национальном уровне. Подростковый парламент – это один из способов стать на шаг ближе к выполнению целей устойчивого развития в белорусских городах и селах.

Конечно, один подростковый парламент не может выполнить те цели, которые ставит для себя целая Европа и весь мир. Но он может рассматривать их как ориентир в своей деятельности. 17 Целей – это подсказка, помогающая понять, какие проблемы стоит решать в первую очередь.

Как парламент может помочь выполнить 17 Целей устойчивого развития?

  1. Внимательно относиться тем, кто столкнулся с нищетой; предоставлять возможности доступа к образованию, принятию решений и социальным благам детям из малообеспеченных семей.
  2. Заниматься развитием и поддержанием культуры здорового образа жизни.
  3. Следить за сохранением окружающей среды, содействовать ее защите.
  4. Бороться с гендерным неравенством и дискриминацией в любом ее виде.

Действия по выполнению 17 Целей делятся на три этапа: в первую очередь, чтобы осуществить что-то, нужно начать с себя, узнать больше о проблеме и понять, что это важно – получить знания. Затем следует попробовать сделать что-то на уровне своего окружения – совершить действия. Именно для этого идеально подходит подростковый парламент (помним, что это «рупор»), который может разработать инициативу по решению поставленной в рамках цели задачи. На следующем уровне для приближения к цели нужно опираться на мировой опыт и взаимодействовать уже с многочисленными регионами, объясняя другим, что это не частная, а общемировая проблема. Действия, разработанные на предыдущем этапе надо сделать нормой.

tsur

Сами 17 целей можно объединить в четыре группы. Таким образом, если в парламенте выделены комиссии, которые занимаются определенными вопросами, разные комиссии парламента могут заниматься своими целями устойчивого развития.

Обеспечение базовых потребностей человека: ликвидация нищеты (№1), ликвидация голода (№2), уменьшение неравенства (№10). Этими вопросами может заниматься комиссия по волонтёрству и общественным организациям.

Построение просвещенного, ответственного общества: гендерное равенство (№5), качественное образование (№4), мир, правосудие и эффективные институты (№16), партнерство в интересах устойчивого развития (№17). Это цели для комиссии по вопросам образования и комиссии по гражданско-правовым вопросам.

Сохранение планеты Земля для здорового человечества: хорошее здоровье и благополучие (№3), чистая вода и санитария (№6), недорогостоящая и чистая энергия (№7), ответственное потребление и производство (№12), борьба с изменением климата (№13), сохранение экосистем моря и суши (№14-15). Этим занимается комиссия по организации свободного времени, популяризации физической культуры, спорта и туризма и пропаганде ЗОЖ.

Обеспечение устойчивого будущего: достойная работа и экономический рост (№8), индустриализация, инновации и инфраструктура (№9), устойчивые города и населенные пункты (№11). Комиссия по экономике и профориентации школьников и комиссия по социальной защите и охране здоровья молодёжи специализируются на этих целях.

Что могут сделать парламенты, чтобы помочь в достижении Целей устойчивого развития?

Обеспечение базовых потребностей человека:

Получить знания:

  • узнать, что такое нищета, голод, неравенство, инклюзия и социально уязвимые группы
  • узнать, какие организации в регионе занимаются помощью людям, оказавшимся за чертой бедности, с инвалидностью, находящимся в социально опасном положении или из иных социально уязвимых групп
  • узнать, как много детей и подростков в регионе страдают от этих проблем

Совершить действия:

  • сформировать квоты для представителей социально уязвимых групп в парламенте и школьном активе
  • распространить информацию о фудшеринге, и работать волонтерами на точках для бесплатной раздачи или обмена едой
  • привлечь внимание к общественным организациям, которые борются с нищетой, голодом и неравенством

Сделать нормой:

  • создать на базе одной из общественных организаций постоянную точку бесплатного обмена едой

Построение просвещенного, ответственного общества

Получить знания:

  • узнать, какая ситуация с гендерным равенством в регионе: представлены ли женщины и мужчины в равной степени во всех сферах жизни
  • узнать, сколько детей учатся в сельских школах, хватает ли им ресурсов для обучения
  • провести мониторинг использования манипулятивных приемов в местных СМИ, в речи чиновников и публичных деятелей, связанных с детьми и подростками

Совершить действия:

  • организовать мастер-классы и открытые лекции, где специалисты в своем деле бесплатно рассказывают про свою деятельность
  • распространить информацию о гендерном равенстве, бороться со стереотипами о женщинах и мужчинах
  • предложить использовать онлайн-курсы, доступные в интернете, для дополнительного образования школьников
  • организовать языковые клубы, культурные встречи с иностранцами, живущими в городе
  • использовать методы неформального образования и метод «равный равному» в школе

Сделать нормой:

  • обменяться опытом с парламентом другого города, области, страны, взять на вооружение их эффективные разработки
  • распространить пособие с рекомендациями по поддержке гендерного равенства, правовой грамотности, противодействию насилию
  • лоббировать интересы подростков в области права, следить за соблюдением прав детей и подростков, исполнением законов, призванных их защищать

Сохранение планеты Земля для здорового человечества:

Получить знания:

  • узнать, какой мусор перерабатывается в Беларуси и как правильно его сортировать
  • узнать, какие виды возобновляемой энергии существуют, выяснить, применяются ли они в регионе
  • провести мониторинг уровня здоровья детей и подростков в регионе: проверить, уменьшается или увеличивается количество хронических больных, людей с инвалидностью, заболеваний со смертельным исходом
  • выяснить, какие заводы в регионе наносят наибольший вред окружающей среде, проверить, нет ли в их окрестностях учебных заведений и детских садов

Совершить действия:

  • распространить информацию о правильной сортировке мусора и ее полезности, в том числе установив возле школы пункт сортировки мусора
  • провести ярмарку подержанных вещей или фримаркет, чтобы поддержать осознанное потребление
  • провести независимое исследование качества воды в регионе, рассказать о нем общественности
  • использовать в школе энергосберегающие приборы
  • распространять информацию о необходимости прививок, контрацепции, тестировании на ВИЧ, бороться со стигматизацией людей, живущих с ВИЧ/СПИДом

Сделать нормой:

  • сделать рекомендации органам исполнительной власти по использованию возобновляемых источников энергии и энергосберегающих приборов в учебных заведениях
  • разработать научно-технический проект по сбережению воды/электричества в учебном заведении

Обеспечение устойчивого будущего

Получить знания:

  • узнать, если ли в регионе агентства трудоустройства для молодежи
  • выяснить, какие новые технологии применяются в образовательных учреждениях региона, где не хватает современной техники
  • узнать, кто в городе отвечает за планирование и оборудование детских площадок, мест для отдыха с детьми, безбарьерной среды
  • проверить, какие исторические памятники есть в городе и регионе, какие меры прикладываются для их сохранения
  • провести мониторинг состояния зданий, в которых проживают и учатся дети, выяснить, есть ли семьи, которые живут в аварийном жилье и нуждаются в переселении, нуждаются в безбарьерной среде

Совершить действия:

  • принять участие в мониторинге инициативы ГДДП, ЦУР, реализации прав детей и подростков в своем населенном пункте
  • предложить людям, у которых есть опыт работы, стать волонтерами по консультированию подростков и молодежи по вопросам трудоустройства
  • принять участие в программах равного обучения, стать волонтерами инструкторами и провести обучение для сверстников по вопросам информационной и финансовой грамотности
  • научить компьютерным навыкам тех, кто в этом нуждается, чтобы автоматизация труда не стала препятствием трудоустройству
  • пропагандировать доступ к трудоустройству в равной степени мужчинам и женщинам, людям разных возрастов
  • предпринять меры по поиску и восстановлению забытых и разрушенных исторических памятников региона

Сделать нормой:

  • разработать и реализовать проект по ЦУР, включая мониторинг, и реализовывать его на постоянной основе
  • разработать и внедрить в рамках равного обучения проект по повышению уровня финансовой и информационной грамотности
  • сделать рекомендации для исполнительных органов власти по переселению семей с детьми и подростками, живущих в аварийном жилье
  • принимать участие в открытых встречах с жителями по планированию города, представлять на них интересы детей и подростков
  • использовать социальные медиа для распространения информации о деятельности парламента, результатах мониторинга и т.д.

Конечно, это необязательный план действий, а рекомендации. Используйте их при мониторинге, разработке инициатив и проектов, преобразуйте, адаптируйте к ситуации в своем регионе. 17 Целей – это подсказка, помогающая понять, какие проблемы стоит решать в первую очередь.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Похожие статьи:

Опубликовано в рубрике жизнеОПИсание. Тэги: , , , .