Как сделать молодежный парламент инклюзивным?

Маша, Петя, Соня и Дима вновь собрались на парламентское заседание. Их задача – сделать парламент инклюзивным. Идей как всегда много. Принести игрушки в детский хоспис – это инклюзивное действие или нет? А если построить в школе пандус для инвалидных колясок, станет ли от этого парламент инклюзивным? Может, нужно организовать специальное мероприятие для слабослышащих? Что же делать?

 

«Люк, я твой отец»

Ребята из нашего молодежного парламента решили разработать инклюзивную инициативу. После мониторинга выяснилось, что дети в местном интернате для детей с особенностями развития почти не общаются ни с кем за пределами интерната. Петя и Дима разработали проект мастер-классов по музыке и рисованию. Восьмиклассники из школ города будут приходить в интернат и учить детей тому, что умеют сами. Инклюзивно ли это?

Конечно, сам проект не плох и заслуживает внимания парламента. Однако инклюзивное общество – это общество, в котором к людям с меньшими возможностями относятся как к равным, а значит не только учат, но и готовы учиться у них. Очень часто участники подростковых парламентов забывают, что ребята с особыми потребностями – это не «братья меньшие», которые нуждаются в опеке на каждом шагу, а вполне самостоятельные подростки, которые во многом не менее талантливы, чем те, кто ходят в обычные школы. Это покровительское отношение называется патернализмом. Инициативы, связанные с социально уязвимыми группами, должны быть равносторонними: например, дети из интерната могут научить восьмиклассников тем навыкам, которые есть у них; мастер-класс можно превратить мастерскую, где ребята из обычных школ и дети из интерната совместно работают над общей картиной. В мониторинг проблем детей и подростков с особыми потребностями нужно включить открытые вопросы про их желания и идеи для подросткового парламента.

«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен»

Поговорив с ребятами из интерната, Маша, Дима, Петя и Соня узнали, что у них довольно много интересных идей, и некоторые воспитанники хотели бы попасть в подростковый парламент. Но они боятся выдвигать свою кандидатуру на выборы, это сложно для них, да и к тому же школьники-избиратели из-за предрассудков вряд ли будут голосовать за человека с особенностями развития. Что же сделать школьному парламенту, чтобы решить эту проблему и стать инклюзивным?

Подобные проблемы решает позитивная дискриминация. Для детей и подростков из социально уязвимых групп вводится квота: например, в городском парламенте должно быть не менее 10% участников из социально уязвимых групп. Да, конечно, конкуренция получается не совсем «честной»: если 10% от парламента – это, к примеру, пять человек, то скорее всего в парламент по квоте попадут те кандидаты, которые набрали меньше голосов, чем кандидаты, не попадающие под условия квоты. Но следует помнить, что таким образом возможности всех парламентариев уравниваются: квота устраняет несправедливость стереотипов, разницу в доступе к качественному образованию и разнообразному жизненному опыту.

«Вот досочка кончается, сейчас я упаду»

После внесения инициативы по изменению Положения о выборах в школьный парламент и введению квоты для социально уязвимых групп, провели новые выборы и к уже известным нам героям добавился Женя. У Жени мышечная дистрофия, поэтому он не может ходить, но в остальном он ничем не хуже своих коллег-парламентариев. Женя полон энтузиазма и хочет посещать сессию парламента каждый месяц. Руководство школы пошло на встречу и по запросу подросткового парламента смогло организовать пандус, по которому люди на инвалидных колясках смогут подниматься на высокое крыльцо школы. Обычно парламент заседает в кабинете №317 – на третьем этаже. Лифта или пандуса до третьего этажа не предусмотрено, и поэтому Женя не может добраться на сессии. Что делать?

Кроме квоты, делающей парламент инклюзивным, помните про инфраструктуру, обеспечивающую доступ к заседаниям парламента. Обычно попытки построить такую инфраструктуру становятся полумерами и не работают в полной степени. Причины этого – это «совсем другая история», но парламент должен защищать интересы подростков и в этой сфере. Если все упирается в недостаток финансирования на дорогое оборудование, то это отличный повод проявить креативность. Выездные сессии парламента, использование безбарьерных пространств для парламентских процедур, интернет-технологии – можно придумать еще много стратегий включения людей с меньшими возможностями в процесс принятия решений. Успешный опыт включения в парламент может быть применен затем и в других молодежных объединениях. Внимание нужно уделять не только тем, кому сложно передвигаться, но и другим группам, сталкивающимся с трудностями при участии в деятельности парламента. Инклюзивный парламент – это пространство, свободное от языка ненависти и безопасное для любого ребенка физически и морально.

«Золушка»

Подростковый парламент устраивает областной форум, на котором представители парламентов со всего региона соберутся, обменяются опытом и пообщаются со своими избирателями – школьниками, интересы которых они защищают. На форум приглашают отличников, ребят, достигших успехов в спорте, школьных активистов. Маша и Петя уверены, что для продуктивного диалога нужно собрать лучших из лучших; Женя и Соня считают, что квоту на участников нужно ввести и здесь. Дима так занят с организацией мероприятия, что не успевает почитать подробнее об этой проблеме и решить ее. Так кто же все-таки прав?

В сказке про Золушку приглашение на бал тоже получили не все сестры, а только те из них, которые казались злой мачехе «лучшими». Чтобы сделать парламент инклюзивным, на его мероприятия нужно приглашать людей из социально уязвимых групп. Не забываем: это не только дети и подростки с физическими ограничениями, но и дети из необеспеченных семей, вступившие в конфликт с законом и т.д. Зачастую эти ребята совсем не отличники, не блистают на спортивном поприще и не очень интересуются общественным активизмом. Но исключение их из «серьезных» мероприятий приводит к тому, что дети из социально уязвимых групп так и не начинают этим интересоваться. Инклюзия же, напротив, поможет заинтересовать в принятии решений тех, кто раньше и не думал, что их голос на что-то влияет.

Добровольность – это тоже базовая ценность парламента. Возможно, если бы Золушку силой заставляли ходить на бал, потому что на балу есть квота на осиротевших детей, и ее надо во что бы то ни стало закрыть, эта сказка была бы еще грустнее. Если человек совсем не хочет где-то участвовать, то нельзя его заставлять, шантажировать и тем более манипулировать тем, что в следующий раз его не позовут.

Резюме: что делает парламент инклюзивным?

Инклюзивный парламент учитывает интересы детей и подростков из социально уязвимых групп на трех уровнях:

  • квотный: определенный процент участников парламента должен быть из социально уязвимых групп
  • мониторинговый: при проведении мониторинга и поисках проблемы парламентарии должны учитывать мнение детей и подростков из социально уязвимых групп
  • организационный: на мероприятия парламента (круглые столы, открытые сессии, форумы и т.д.) нужно приглашать ребят из социально уязвимых групп, помня о том, что необходимо обеспечить для них доступное безопасное пространство.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Похожие статьи:

Опубликовано в рубрике жизнеОПИсание. Тэги: , , , .