Почему белорусские школьники не ведутся на байки про зелёный кофе?

В то время пока довольно большая часть людей во всем мире даже не задумываются, каким образом на них влияет вся окружающая информация, белорусские общественники всерьёз взялись за информационную грамотность молодёжи. По инициативе «Офиса продвижения инициатив» в стране прошло более 20 тренингов для подростков и молодежи о том, как отличать ложную информацию от правдивой и не поддаваться манипуляциям профессиональных обманщиков.

Идея программы по развитию информационной грамотности у молодёжи появилась у «Офиса продвижения инициатив» после ознакомления с ресурсами ЮНЕСКО, которые начали программу по информационной и медийной грамотности, как для молодёжи, так и для молодёжных работников, – рассказывает о важности новой инициативы директор Офиса продвижения инициатив Ольга Хабибуллина. – В современном мире очень резко выросло количество информационных источников, которые не всегда являются качественными и объективными – в них необходимо уметь ориентироваться. Именно эта потребность и дала нам основания полагать, что молодёжь необходимо снабдить навыками критического подхода в анализе получаемой информации.

И пусть бдительные учителя и родители не устают говорить о том, что дети сегодня ничем не интересуются, исследования учёных утверждают, что с каждым годом современный человек загружает себя всё большим и большим количеством информации.

– Новый вызов времени заключается в том, что это количество должно переходить в качество, которое обеспечит человеку возможность сделать свой выбор и определиться, как поступать дальше, – убеждена Ольга Хабибуллина. – Благодаря информационной грамотности у человека появляется возможность пользоваться фундаментальными свободами и правом на самоопределение и развитие. 

1_ingo_khabbi

Узнал сам – расскажи в своей школе

Методологию и содержание курса «Информационная грамотность для молодёжи» эксперты просветительского учреждения «Офис продвижения инициатив» разрабатывали самостоятельно, пользуясь рекомендациями ЮНЕСКО и европейских образовательных структур. Во время тренингов молодые люди знакомились с самим понятием информационной грамотности, обучались навыкам поиска, отбора, оценки и интерпретации информации, а также узнавали, как личные цели влияют на выбор и анализ источников информации. Одновременно с этим молодые люди обучались навыкам тренерства («мультипликации»), чтобы впоследствии грамотно и интересно ( в интерактивных формах) передать свои знания сверстникам во время самостоятельно организованных занятий уже в своих школах.

К моменту написания статьи 12 тренеров-новичков уже провели 20 занятий на базе учебных учреждений и общественных организаций по всей Беларуси.

– При отборе участников курса мы уделяли особое внимание тому, чтобы молодые люди действительно были увлечены темой и хотели стать тренерами-мультипликаторами по теме «Информационная грамотность», – рассказывает о концепции программы учредитель «Офиса продвижения инициатив» Ольга Сацук. – Нам было важно, чтобы тема продолжала «жить» в учебных учреждениях страны, среди школьников и студентов: чтобы молодые люди говорили о ней без нашего «организационного участия», самостоятельно затрагивая те аспекты, которые «всплывут» в их группе, классе.

От волшебных похудений до информационных войн

Каждый молодой тренер самостоятельно решал, как организовать занятие по информационной грамотности для своих сверстников. Кому-то для тренинга хватало времени школьного урока, а кто-то и после трёх часов занятий продолжал модерировать возникшие во время занятий дискуссии.

– Больше всего участников привлекают темы, на которые они натыкаются в социальных сетях: информационные войны, троллинг и как с ним бороться, – рассказывает о впечатлениях от самостоятельно проведённого занятия Валерия Лебедевич (16 лет, средняя школа №9 г. Лиды). – Именно такие темы чаще всего и наталкивают на спор.

2_info_gramotnoct

 

– Меня как тренера удивил тот факт, что многие ребята даже не знают смысла словосочетания «информационная грамотность», а некоторые и вовсе никогда не задумывались об этом, – рассуждает молодая тренер Анна Сутайкина (16 лет, ГУО «Лицей №1 г. Барановичи»). По словам Анны, во время занятия участникам удалось «разоблачить» неправдивую рекламу о «зелёном кофе»: – Мы воспользовались правилом трёх источников и провели собственное расследование, в ходе которого обнаружили, что сам производитель, который так обещал «чудодейственные свойства», преподносил ложную информацию, – рассказывает алгоритм поиска правды Анна Сутайкина.– Дело в том, что мы прочитали мнения и комментарии независимых людей, которые уже попробовали этот кофе и эффект не был таким, каким его описывает производитель.

Похожая история была и с публикацией «похудей за 5 дней на 10 кг». Школьники сразу определили, что сайт, на котором размещена эта информация не имеет авторитета, а факты, якобы подтверждающие информацию, сфабрикованы при помощи фотошопа.

4_info_baranovichi

 

– Меня удивило, что некоторые участники в принципе не были знакомы с ситуацией со средствами массовой информации в Беларуси, – затрагивает ещё одну современную проблему тренер программы Виктор Есин (19 лет, Белорусский государственный университет, Минск). – Поэтому мы в наши тренинги включили блок о признаках «информационной войны» с описанием конкретных техник по поиску недостоверной информации в журналистских материалах. Во время этого тренинга участники узнали, как по лингвистическим особенностям, логическим связям и языку телодвижений определить, предвзято ли журналист относится к информации.

– Важно, что во время тренинга нам удалось разобрать ситуацию в средствах массовой информации Беларуси, изучить классификацию государственных и частных СМИ, а также разобрать их информационное противостояние, – рассказывает Виктор.

3_info_deti

 

Интересно, что после тренингов по «информационной грамотности» у школьников всё ещё оставались вопросы, которые они бы хотели затрагивать со специалистами в будущем.

  • Что может стать с информационно неграмотным человеком?
  • Как избавиться от интернет-зависимости?
  • Как бороться с неправильной информацией в интернете?

Это говорит о том, что современные молодые люди хотят не просто осмысленно ориентироваться в потоках информации, но и оградить других от информационного мусора, и прекрасная возможность задуматься об этом для них – участие в программе «Информационная грамотность для молодежи» некоммерческого учреждения «Офис продвижения инициатив».

СПРАВКА. «Офис продвижения инициатив» готов сотрудничать с учреждениями образования и общественными организациями в различных в белорусских регионах, причём не только в районных центрах, но и в небольшие городах, сельских школах: информационная грамотность — важный навык для любого современного человека. Если вы готовы пригласить в свое учреждение образования или общественную организацию ведущих (мультипликаторов) для проведения тренинговых занятий по информационной грамотности, то обращайтесь, пожалуйста, в «Офис продвижения инициатив» по телефонам: +375293958502 (моб.), +37517 2625108 (гор.) или по электронной почте ngo.oip@gmail.com.

Татьяна Жарносек, ngo-oip.by

СПРАВКА 2. :-Dтренинги по информационной грамотности пройдут также в рамках Лагеря международных коммуникаций «InterCamp» — подробнее

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Похожие статьи:

Опубликовано в рубрике жизнеОПИсание. Тэги: , , , , , , .