Общественники научат школьников «мягким навыкам»

3_info_1Как только не пытаются родители и учителя сегодня уберечь детей от нежелательной информации – начиная от услуг по фильтрации «опасных» сайтов и заканчивая полным запретом использования компьютера. Но такие меры для современных детей, которые порой разбираются в новых технологиях лучше, чем взрослые, малоэффективны. Как же защитить детей от влияния мошенников и других недоброжелателей?

Когда речь заходит о какой-то проблеме, то многие специалисты, далекие от системы образования начинают говорить о том, что этому должны были научить еще в школе. «А давайте включим это в школьную программу» – звучит на круглых столах и конференциях. Интересно, что потом эти же самые люди удивляются, почему у третьеклассника каждый день по 6-7 уроков, а учитель биологии помимо своего предмета вынужден проводить еще два факультатива.

Да, основные знания дети получают в школе, но ведь это не должно быть единственным местом, где человек до 17-18 лет учится чему-то новому. Сегодня в Беларуси есть возможности «разгрузить» учителей и не заставлять их помимо своих предметов преподавать то, в чем они, по правде говоря, не являются, да и не обязаны быть специалистами.

Эта возможность – сотрудничество с третьим сектором: некоммерческими организациями, работающими в сфере неформального образования.

– Общественные организации сегодня могут быть своеобразными ресурсными центрами для нашей системы образования, – убеждена учредитель просветительского учреждения «Офис продвижения инициатив» Ольга Сацук. – Школе нет нужды осваивать абсолютно все современные темы, большинство из которых, строго говоря, являются практически-ориентированными. У нас есть специалисты, владеющие самыми современными знаниями и методиками, разработанными модулями, и мы готовы сотрудничать со школами, если речь заходит о таких темах как толерантность, информационная грамотность, межкультурное общение.

Обучение информационной грамотности – новое направление, которому «Офис продвижения инициатив» уже посвятил около 30 тренингов по всей Беларуси. На занятиях в интерактивной форме школьников учат, как искать информацию в интернете, как отличать ложную информацию от правдивой, как можно использовать интернет-контент для обучения, как определять авторитетные источники информации. При этом, чтобы обеспечить устойчивость программы, ученики параллельно обучаются навыкам тренерства, а значит смогут впоследствии передать свои знания и умения сверстникам.

3_info_3

Какая от этого польза учителям и ученикам?

– У учеников появляется возможность не только получить новую информацию через интерактивные методы взаимодействия, но и познакомиться со своими сверстниками из различных учреждений образования всей Беларуси, – рассказывает тренер программ «Офиса продвижения инициатив» Ольга Хабибулина. – Именно осознание того, что в этой теме работает не только «моя известная и крутая школа в продвинутом городе N», закладывает у учеников чувство сетевого взаимодействия в продвижении важной темы.

Специалист убеждена, что конструктивное взаимодействие – необходимый навык для ХХI века, так называемый «софт-скилл», то есть «мягкий навык» – социальный навык, который уже в настоящее время признан самым востребованным на рынке труда и постоянно применимым в общественной жизни. Вместе с тем нужно помнить и о том, что со школьниками, которые умеют находить информацию и которые умеют критически к ней относиться, гораздо интереснее работать, а это, естественно, вдохновляет любого хорошего учителя.

– Практика показала, что у детей, которые прошли наши тренинги, повышается интерес к учебе, – рассказывает Ольга Сацук. – Они начинают больше анализировать, искать дополнительную информацию по школьным предметам, готовить короткие сообщения о новинках и достижениях. И что особенно важно для обучения и развития в современных условиях – у школьников повышается уровень ответственности за качество своего образования и устойчивый навык к самообразованию.

Руководитель «Офиса продвижения инициатив» подчеркнула, что в современных условиях наличия огромного количества знаний, смежных дисциплин важно не столько умение запоминать что-то, сколько умение искать дополнительную информацию и анализировать. Большое включение школьников в процесс подачи новой информации делает каждый урок не похожим на предыдущий, даже если тема одна и та же.

Это европейский подход, который в Беларуси чаще всего применяется непосредственно в неформальном образовании. А мы, в свою очередь стараемся через программу по информационной грамотности привнести в систему формального образования ценность равного и ответственного обучения: учимся не только из учебников, а и самостоятельно в процессе преподнесения той или иной информации своим ровесниками, а к учителям относимся как к партнерам в обучении, – говорит Ольга Хабибулина.

Ученики же, понимая, что они могут влиять на процесс и к ним относятся как к равным, с большей мотивацией и ответственность готовятся к занятиям. Почему? Потому что для взрослого человека фраза «забыл тетрадку» или «не знал, что задали» звучит не серьезно, а ведь хочется, чтобы к тебе относились не как к ребенку.

Учителя, завучи, директоры белорусских школ и гимназий, в которых прошли занятия по информационной грамотности, все без исключения говорят, что это пошло только на пользу образовательному процессу .

В новом году специалисты «Офиса продвижения инициатив» планируют возобновить курс «Информационная грамотность для молодёжи». 

3_info_4

 

Татьяна Жарносек для ngo-oip.by

 

СПРАВКА. «Офис продвижения инициатив» готов сотрудничать с учреждениями образования и общественными организациями в различных в белорусских регионах, причём не только в районных центрах, но и в небольшие городах, сельских школах: информационная грамотность — важный навык для любого современного человека. Если вы готовы пригласить в свое учреждение образования или общественную организацию ведущих (мультипликаторов) для проведения тренинговых занятий по информационной грамотности, то обращайтесь, пожалуйста, в «Офис продвижения инициатив» по телефонам: +375293958502 (моб.), +37517 2625108 (гор.) или по электронной почте ngo.oip@gmail.com. Можно также заказать брошюры для школьников по информационной грамотности в «Офисе продвижения инициатив».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Похожие статьи:

Опубликовано в рубрике жизнеОПИсание. Тэги: , , , , .