Информационная грамотность: компетенция молодёжи Беларуси

«Офис продвижения инициатив» разработал и внедряет в практику неформального обучения тему «Информационная грамотность молодежи». Несколько тренингов для молодежи и молодежных работников уже прошли в Минске, молодые тренеры-мультипликаторы начали проводить мини-тренинги среди своих сверстников в разных городах страны. И процесс еще продолжается. Почему мы продвигаем тему информационной грамотности? Из какого содержания она состоит? Как подключиться к программе? – ответы на эти вопросы в кратком обзоре.

Европейские тенденции

В первую очередь, программы «Офиса продвижения инициатив» строятся на европейских трендах неформального образования подростков и молодёжи. У нас есть и навыки, и возможности отслеживать такие течения, чем мы пользуемся. Затем мы определяем, нужно ли это белорусским подросткам.
Вспомним нашу недавнюю программу по толерантности. Эта тема в широком смысле очень популярна в Европе. Мы считаем, что она актуальна и для Беларуси, ведь мало кто в полной мере осмысливает понятие толерантности, занимается её представлением в образовательной среде (не говорим даже о неформальном образовании). Так, имея европейский опыт, мы с нуля разрабатываем наши программы и активно их продвигаем в белорусское молодёжное сообщество.

Почему – информационная грамотность?

Недавно ЮНЕСКО (специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) подняло вопрос об информационной грамотности молодёжи всего мира. В Беларуси достаточно развиты информационные системы, у молодых людей есть доступ к огромным массивам информации из абсолютно разных источников с разной степенью объективности и объёма. Поэтому мы считаем важным обучение информационной и медийной грамотности и начинаем продвигать эту компетенцию среди молодёжи Беларуси.

tr_3

Камень преткновения

Один из важнейших навыков, на который мы особенно обращаем внимание, — это определение своей нужды в информации. Прежде всего, мы учим молодых людей отвечать на вопросы: каковы ваши личные цели при поиске информации? какое значение для вас эта информация имеет? как полученная информация вам поможет? Этот шаг — самый тяжёлый в нашей программе. Молодых людей мало учат определять и удовлетворять свою нужду в информации. Многие учатся в школе (усваивают информацию) лишь для того, чтобы сдать экзамены, а всё остальное уходит на второй план. Это пример неудачного потребления информации. На самом деле, человеку необходимо осмысливать свои интересы, у него должны появиться понятные самому себе, чётко сформулированные информационные желания.

С момента определения своей нужды начинается информационная гигиена (ей уделяется очень много внимания на тренинге)! Когда человек ясно обозначает границы своей потребности, ему намного легче работать с информацией, разграничивать достоверные и недостоверные источники, определять степень авторитетности и этичности и, наконец, усваивать необходимую информацию. Мы же видим, что молодым людям, приходящим на тренинг, особенно тяжело научиться определять свой интерес в сфере поиска и усваивания информации. Но когда этот процесс пройден, начинает формироваться информационная грамотность.

tr_2

Результат налицо

К концу нашего тренинга участники становятся информационно грамотными людьми. Они способны пересмотреть и критически оценить свои новостные ленты в социальных сетях. Они могут осмысливать сложные социальные вопросы, потому что они к этому готовы. Они понимают, как можно использовать информацию для обучения и саморазвития. Нам удаётся помочь нашим участникам стать эффективными для самих себя в приобретении новых навыков.

tr_1

Что дальше?

Мы убедились, что информационная грамотность очень важна. В нашей стране «Офис продвижения инициатив» стал первой организацией, работающей с этой темой. Мы провели два тренинга, и теперь наша цель — распространение нашего знания через мультипликаторов (школьников и студентов, которые у нас проучились) по методике «равный обучает равного», а также через преподавателей, работающих с молодым поколением. В данный момент мультипликаторы программы проводят 1-2-х часовые мини-тренинги (тренинговые занятия) в различных городах Беларуси, в основном на базе образовательных учреждений. Многих из них в организационном и административном плане поддерживают учителя и преподаватели. В качестве первого «кредита доверия» служат наш сертификат и разработанный модуль, в котором описаны задачи и ход проведения занятия.

«Офис продвижения инициатив» готов сотрудничать с учреждениями образования и общественными организациями в различных в белорусских регионах, причём не только в районных центрах, но и в небольшие городах, сельских школах: информационная грамотность — прерогатива не столько человека городского, сколько человека современного.

Если вы готовы пригласить в свое учреждении образования или общественную организацию ведущих (мультипликаторов) для проведения тренинговых занятий по информационной грамотности, то обращайтесь, пожалуйста, в «Офис продвижения инициатив»

по телефонам: +375293958502 (моб.), +37517 2625108 (гор.)
или по электронной почте ngo.oip@gmail.com.

Виктор Есин, ngo-oip.by

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Похожие статьи:

Опубликовано в рубрике жизнеОПИсание. Тэги: , , .