Говорите: сложные? А мне нравятся подростки!

18_1Нравятся мне подростки. С их душевными терзаниями, жаждой покорить все пространство вокруг себя, обостренно-критическим взглядом на обыденность… Для программ неформального обучения лучшей аудитории просто нет.

Подростки впитывают буквально все. Сметают все «с прилавка» образовательного процесса. «Объевшись», на некоторое время, «отползают» в сторону, а потом – бац! – и перед нами появляются умные, готовые к делу, понимающие чего действительно хотят, осознающие свое настоящее и понимающие, где взять ресурсы для своего будущего, самостоятельные люди.

 Лишь бы в хорошие руки попали. А что в хороших руках у программ неформального обучения общественных организаций? Там все, что подросткам очень нужно.

Критически мыслить и высказываться? Пожалуйста! Упражнения на обсуждения, решение сложных ситуаций, которые шире и дальше того, правы родители или нет, заставляя надеть теплые носки.

Бунт, если хочется порулить? Пожалуйста! Маркер в руки – и рули, расскажи нам всем что-нибудь о своем видении проблемы, заставь себя слушать. Или сделай ролик, чтобы его все посмотрели, но по сути и содержательно, чтобы сдобрили аплодисментами и захотели повторить подвиг.

Очень надо примерить на себя «взрослую» роль? Пожалуйста! Побудь дипломатом, отбей пару поправок для своей страны в резолюции. Пройди выборы и стань министром.
К слову вспомнился один диалог:
- Почему я все время работаю? Я же министр!
- Потому что министр – это исполнительная власть.
- Следующий раз буду избираться в парламент.

А командные игры – это вообще кладезь для поиска своего стиля в коллективе и освоения социального пространства. Это как раз то, что подростки очень ищут. Это – возможность быть в коллективе и делать совместно что-то очень–очень крутое и заявлять себя в качестве лидера. Причем сначала надо слиться с коллективом, нарадоваться, что достиг совместно с ними результата, а потом попробовать возглавить процесс, на всем этапе или временно … И это «сначала» и «потом» может произойти с разницей в один день. После такого «в кармане» – куча позитивного опыта и интуитивное понимание, что достигать чего-то, утверждая себя, можно в хороших делах, не обязательно для этого гадить в подворотне.

 

Многим родителям (и я их понимаю!) жалко своих детей и хочется, чтобы после тяжелого школьного года они просто отдохнули у каких-нибудь лазурных берегов, без учебы и дел. Но это взрослые (и то не все) могут отдыхать ничего-не-делая. Подростку все равно нужен «движ» и «драйв» и он будет его искать. И хорошо бы чтобы этот «драйв» случился в каком-то месте, где он превратиться в освоение полезных навыков. Если подросток попадет летом в лагерь с неформальным обучением, он точно не устанет, но точно будет очень сильно занят.

 

Неформальное образование отличается от школьного.

Здесь процесс организован таким образом, что дает возможность что-то понять, не зазубривая наизусть.

Здесь огромное разнообразие того, каким способом лучше узнавать и знать: через игру, через обсуждения, через выбор мастер-классов.

Здесь взрослые направляют процесс, делают его интересным и разнообразным. Они учат учиться вместе и не превращаются в диктаторов.

Здесь спрашивают мнение, внимательно ждут ответа и к этим ответам относятся серьезно. В это время и тот, кто говорит и те, кто слушают, учатся слышать и слушать, уважать говорящего. Вы знаете, что наши дети совсем не говорят? Они только отвечают на вопросы учителя и пересказывают выученное. А в неформальном обучении у них появляется большой и, я бы сказала, взрослый опыт самостоятельного говорения. У нас был такой случай на тренинге. Девочка замешкалась с ответом (по школьным скоростям), в какой-то момент перестала думать и стала ждать, что ее сейчас как в школе посадят на место и вызовут другого. А все в полной тишине ждали, давая ей столько времени на ответ, сколько нужно. Это был очень сложный момент для нее и для всех. Она расплакалась. А на следующий день выступила с самостоятельной инициативой: сказала, что в теме дискриминации, которую мы изучаем, есть интересный исторический факт – холокост армян. За вечер она ее изучила, чтобы рассказать всем, как это повлияло на взаимоотношения Армении и Турции. Я думаю, это стоило минуты тишины и внимания.

 

Летние образовательные лагеря для подростков, подготовленные по методикам неформального обучения – это вообще просто сокровищница, где все самое лучшее для того, чтобы человек понял себя, свои возможности, осознал свои цели и… вырос! Потому что те подростки, которые учатся в школе без интереса, бесконечно конфликтуют с родителями, ищут приключений – они просто еще не знают себя, своих возможностей, им не видны собственные горизонты.

 

СПРАВКА. «Офис продвижения инициатив» организует образовательные лагеря для подростков — INTERCAMP — это своего рода «умный» детский отдых в Беларуси. И я написала эту статью, чтобы лучше объяснить наш подход к дополнительному образованию, к возможностям и способностям подростков развиваться, объяснить принципы работы нашей команды

2015 — лето, Беларусь. В этом году наш «Офис продвижения инициатив» сделал образовательный лагерь для подростков «INTERCAMP».  что было самым интересным, наверное, для детей — одно, для нас, предствителей Офиса и «образователей» — другое. Единое — это то, что мы мы все смогли стать и стали более толерантными — тема нашего прошлого лагеря изменила нас всех. Посмотрите видео, которые создали наши участники, на тему толерантности (Вконтакте, раздел «Видео«).

2016 — весна, Литва. Первый наш опыт сделать каникулярный образовательный лагерь не в Беларуси. Но именно он получился наиболее беларуским — общие традиции танца, совместная беларуско-литовская история, музей Вильнюса и Тракай. Лагерь стал очень домашним, умным и добрым. 

2016 — Анонс InterCamp (приглашаем к участию) (смотреть)

Ольга Сацук, ngo-oip.by

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

Похожие статьи:

Опубликовано в рубрике кОПИлка: для умных родителей неглупых детей. Тэги: , , , , , , .